напишите свое мнение.
Джефри и Карлом - одно и то же лицо - не обращайте внимания. К вечеру он обретет одно имя.
Идеи использованные здесь не уникальны, а основой являются 3 маленькие прочитанные мной этой осенью притчи из 101 истории дзэн.
Поступив в университет и переехав из-под родительского крыла во взрослую жизнь, он прибился к компании китайских ребят, один из которых Сяо Пин стал его старшим приятелем, а заодно и проводником в иную жизнь. Кроме того, именно Cяо познакомил его впоследствии с Гасаном и просил того оказать посильную помочь в написании докторской диссертации.
Однажды еще в пору студентчества у них с Сяо завязался спор. Для Джефри он оказался совершенно неожиданен, ведь ему казалось, что он разобрался в проблеме еще со времен общения с индейцами, потом с рябятами с восточного направления, на котором он изучал язык поднебесной. Более того, вопрос казался ему совершенно ясным и не вызывавшим сомнения, однако, Cяо был не прост.
- Те, кто выступают против убийства и требуют щадить жизнь каждого чувствующего существа, правы. Охранять даже животных и насекомых – благо. Я совершенно не осуждаю тебя, что ты подписываешь многочисленные петиции в поддержку студенческих движений во Франции и выступаешь против войны во Вьетнаме. Это правильно, так и должно быть.
- Тогда в чем проблема? Ты говоришь, что я прав, согласен с тем, что любая жизнь ценна и неприкосновенна..
- Но как быть тогда с теми, кто убивает время, как быть с теми, кто уничтожает богатства и с теми, кто разваливает
государство? Мы не должны их игнорировать.
Более того, как быть с теми, кто проповедует без просветления? Ведь он убивает буддизм.
С того диалога прошло уже много лет, Джефри стал мистером Томсоном, Сяо затерялся где-то на просторах поднебесной, Гасан покинул эту землю 7 лет назад и на его могиле написано, что он никогда не рождался, никогда не умирал, лишь посетил эту планету Земля.
Профессор Принстонского университета отложил стопку бумаги, на которой он писал лекции по философии для своих студентов. В последнее время ему стало казаться, что он зашел в тупик и никак не может продвинуться дальше. Ему все чаще стали вспоминаться слова Cяо и учителя Гасана.
Ему уже даже начало казаться, что виной всему пресловутый средний возраст, на кризис которого грешат современные психологи, психиатры и психоаналитики. Иногда он казался себе полным сил и мудрости, когда выступал в огромных университетских залах или на международных симпозиумах и конференциях. Бывали дни, когда он казался себе не то, что пустым – полым. Как воздушный шарик, наполненный гелием. Большая масса, заключающая в себе ничего кроме воздуха и раздувшейся важности. Еще чуть-чуть и раздастся хлопок взрыва и обнаружится ничто. Наверное, его огнь знания стал угасать и необходимо подпитать этот источник, вернуться к началу.
Когда-то будучи самим студентом, изучавшим философскую школу буддизма Тэндай, пришел он учеником в обитель Гасана и задержался там на несколько лет. Обычно ученики, желающие постичь дзэн, проводили со своим учителем, как правило скромно жившим в маленькой хижине у подножия горы или на берегу реки, десять, а иногда и более лет, в течение которых они постигали мудрость мастера.
Профессор же был европейцем, писавшим диссертацию, и не мог позволить себе больше времени провести рядом с мастером, собирая материал. Он был молод и понимал, что оказаться в обители рядом с Учителем для него и так большая честь, к тому же он не располагал десятью годами и не собирался отказываться от мирской полной амбиций и перспектив жизни.
Карлос наблюдал, конспектировал, но так и нее смог до конца проникнуть в самую суть учения. В ту пору ему казалось, что тех знаний, что он приобрел более чем достаточно, ведь он не собирается становиться странствующим монахом и отказываться от привычного образа жизни.
Он постигал другой мир, язык, культуру, но его душа и менталитет принадлежали воспитавшему его обществу с его взглядами, обычаями, привычками.
Когда настал день Карлоса покидать Гасана, тот сказал ему:
- умозрительное постижение истины полезно при сборе материала для проповедей. Но запомни – если ты не будешь постоянно медитировать - твой свет истины может погаснуть.
С тех пор прошло много лет и, как вы поняли, бывший студент стал профессором, который нес свой свет, свои истины,
интерпретации и видение.
И вот словно подарок небес или ответ провидения ему пришло приглашение участвовать в одном международном форуме, где будет обсуждаться ряд волнующих профессора вопросов. Это было как нельзя, кстати, ведь работа над новой монографией застопорилась, и необходим был свежий взгляд.
Там он познакомился с один японским мастером дзэн. Та встреча можно сказать, что перевернула представление Карлоса о самом себе, она вернула его с головы на ноги, напомнив, кто он есть.
Во время чаепития, на которое был приглашен профессор, мастер стал разливать чай. Налив гости полную чашку он продолжал лить дальше через край, пока профессор не попросил прекратить это действо, ведь чашка уже и так давно полна.
- вот как эта чашка, так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли я показать вам что-то новое, пока вы не опорожнили эту чашку?
Профессору философии хватило мудрости поблагодарить за чай и за урок; пришло время «опорожнить» эту чашку и выйти на новый уровень. Японец был прав: слишком много личностного, и эти его суждения облепили истину, словно вековая пыль или грязь, сквозь которую свет уже не может пробиться.