Апокалипсис,
откровение св. Иоанна, и есть христианская книга, в которой заключены
пророчества о конце истории, которая тесно связана со смыслом истории.
Апокалипсические пророчества говорят о грядущем разделении мира, об
образовании в конце истории как царства князя этого мира, так и царства
Христова. Будущее двойственно, в нем зло должно быть окончательно
отделено от добра. Смысл истории согласно Апокалипсису заключается в
освобождении человеческих сил для последней борьбы добра и зла, Христа и
Антихриста. Церковь должна приготовиться в мире, ибо в конце «наступил
брак Агнца, и жена Его приготовила себя». Самое существенное в
Апокалипсисе это пророчество о наступлении тысячелетнего царства Христа
на земле, - хилиазм. Хилиастическая надежда и есть основа всякого
упования на наступление царства Божьего на земле, царства правды наэтой
земле. Все социалистические утопии, надежды на наступление грядущего
совершенства, на благой результат прогресса есть психологическое
переживание и психологическая трансформация хилиазма. Социалистическая
религия есть обратный хилиазм, и в связи с ней должен возродиться
хилиазм истинный. Все прогрессисты верят, что прогресс должен хорошо
кончиться, должен привести к благому результату, к земному совершенству.
Эта хилиастическая надежда, но лишенная всех оснований, всех корней.
Ждут прогрессисты наступления царства Божьего на земле, а в Бога
перестали верить. И ничего не могли выдумать прогрессисты, кроме того,
что заключалось в части апокалипсических пророчеств, но части,
оторванной от целого и потому лишенной высшего света. Во всяком
революционном «максимализме» (в широком смысле
этого слова) есть бессознательный хилиазм, ложное религиозное ожидание.
Но социальный максимализм обычно принимает форму отрицания истории.
Бердяев Н. Происхождение зла и смысл истории